Остекление.

4.05.2024

Термин «остекление» может использоваться как существительное для обозначения чего-либо прозрачного. В архитектуре это может относиться к окнам, а в кулинарии — к сиропу на основе сахара, которым покрывают выпечку. Этот термин чаще всего используется в мире декоративно-прикладного искусства, где глазурование — это глагол, описывающий процесс, при котором на керамику наносится блестящий защитный верхний слой.
В керамике глазурование придает стекловидную, или непроницаемую, поверхность пористому материалу. Без покрытия глазурью большинство фаянсовых изделий не смогли бы удерживать воду и впитали бы ее, что сделало бы их легко повреждаемыми. Глазурь также придает изделию элемент декоративной привлекательности и может усилить узоры под ним.

Точное происхождение и история глазурования отрывочны. Глазурованные горшки из Японии, датируемые примерно 8000 годом до нашей эры, были обнаружены во время археологических раскопок, в то время как те, что были обнаружены в Китае и Иране, датируются примерно 5500 годом до нашей эры. Из-за этого Японию часто считают родиной остекления, хотя это нельзя подтвердить абсолютно.

Глазурь обычно изготавливается из кристаллизованного стекловидного материала, такого как диоксид кремния, смешанного с оксидами железа. Материал плавится при нагревании, но сохраняет достаточную твердость, чтобы не соскальзывать с керамики. Продолжительность процесса немного варьируется в зависимости от типа используемой глазури, как и время отверждения. Глазурь бывает как в жидкой, так и в порошкообразной форме.

Процесс глазури состоит из довольно простых шагов, но требует некоторой практики для получения нужной толщины и гладкости. Глазурь равномерно наносится на изделие с помощью кисти. Если она будет использоваться для удержания жидкостей, то покрытие должно быть нанесено как на внутреннюю, так и на внешнюю поверхность изделия. Затем изделие помещают в печь и обжигают при высоких температурах в течение определенного периода времени. Затем керамику оставляют остывать, отверждаться и отстаиваться перед обработкой.

Узоры и украшения можно наносить как под глазурью, так и поверх нее. Некоторые изделия перед покраской недолго обжигают, а затем покрывают глазурью. Другие узоры наносятся на свежие изделия, называемые зеленой посудой, затем обжигаются и покрываются глазурью. Над глазурь — это рисунок, который наносится после нанесения первоначального слоя глазури. Его можно раскрасить эмалями или другими не глазурными красками и еще раз обжечь. Такой обжиг помогает новой краске ровно ложиться на глазурь. Иногда сверху наносят дополнительный слой глазури, удерживая рисунок между двумя слоями глазури.